Паломничество

При нашем храме работает паломническая служба, которая регулярно организует поездки на комфортабельных автобусах по святым местам России:

Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь
Верхотурье
Дивеево
Троице-Сергиева лавра
Оптина пустынь

На этой странице Вы сможете узнавать о готовящихся поездках, их продолжительности, стоимости билетов и наличии свободных мест.

1igeziBytyk

Паломничество

 

Хождение верующих к святым местам на поклонение известно ещё с глубокой древности. Греки и римляне предпринимали путешествия к отдаленным храмам, древние германцы стекались к священным рощам. Иудеи ежегодно странствовали в Иерусалим. У христиан паломничество началось с IV века в Палестину, где совершались Божественные деяния Спасителя. Главным образом — под влиянием примера святой Елены, путешествие которой в Палестину привело к воздвижению Креста Господня.

В Средние века паломничество стало предприниматься в Константинополь, на Афон. Католики шли в Рим и Лорето (Италия), в Лурд (Франция). Вообще, Западная церковь различала великое паломничество — путешествия к Святому Гробу, в Рим и Лорето. И малое паломничество: посещение местных святынь. В ХV веке паломничество разрешалось духовными властями под условием платежа пошлины в пользу Папы. Паломники запасались путеводителем, отпускали бороду и облачались в паломническую одежду — калиги, коричневый или серый плащ, греческую шляпу с весьма широкими полями, обыкновенно украшенную раковинами; клюка, сума и бутылка (выдолбленная тыква) дополняли паломнический наряд. К плащу и шляпе паломники прикрепляли красный крест. В Венеции паломник заключал контракт с хозяином судна, который обязывался не только перевезти его в Святую Землю и обратно, но и сопровождать его в странствиях по святым местам, доставлять ему во время всего пути пищу и защиту, платить за него подати мусульманским властям и т. п.

В Римской Церкви при оскудении духовной жизни началась профанация сути паломничества. Знатный господин мог послать вместо себя слугу или наёмника. Образовались даже светские цехи профессиональных наёмных паломников, своеобразный промысел которых оказался весьма прибыльным. В Православных Церквах такого явления не было.

На VII Вселенском Соборе, ознаменовавшем победу над ересью иконоборчества, было принято определение, согласно которому Богу подобает служение, а иконам следует воздавать поклонение. Это определение, имеющее характер церковного догмата, связано и с темой православного паломничества. Паломники в византийской церковной традиции называются поклонниками, то есть людьми, которые совершают путешествие с целью поклонения святыням. Во многих европейских языках паломничество определяется словом «пилигрим», что в переводе на русский язык означает только «странник». Паломники в Католической Церкви совершают молитвы на святых местах, занимаются медитацией. То поклонение святыням, которое существует в Православии, в Католицизме отсутствует. Еще дальше отошли от Православия протестанты, не почитающие ни святых, ни иконы, ни святые мощи. По причине такой разницы в понимании паломнической традиции в христианстве можно говорить о православном паломничестве.

Русское паломничество ведёт своё начало с первых веков христианства в Древней Руси. Русские люди всегда воспринимали паломничество как святое дело, необходимое каждому верующему. Путешествие в Святую Землю, в Египет, на Афон всегда воспринималось как духовный и физический подвиг. Вот почему на поклонение часто отправлялись пешком. Постепенно на Руси возникли и свои центры паломничества. Собираясь в паломничество, православные христиане получают благословение на его совершение у местного архиерея или у своего духовного наставника. Трудность и опасность пути заставляла паломников собираться в «дружины». К XII в. паломнический порыв до того распространился, что церковная власть находила нужным сдерживать не в меру ревностных верующих. С половины XV в. Русское паломничество на время несколько затухает. Властям идут жалобы и негодования на притеснения «срацын» и «злых арапов», а взятие Константинополя турками окончательно предало христианские святыни Востока в руки неверных. Хождения в Святую Землю возобновляются лишь в XVI веке. Периодические русско-турецкие войны мало способствовали развитию паломничества. Но с XIX века безопасность и удобства путей в Святую Землю привели к сильному росту паломничества. Немаловажную роль, конечно же, в этом сыграло учреждение в 1847 году в Иерусалиме Русской Духовной миссии.

В трагическом для нашей страны XX веке явление паломничества прекратилось. Только отдельные высшие иерархи РПЦ могли позволить себе, и то с разрешения партийных органов, съездить на Афон и святую Землю. Но с либерализацией церковной жизни в СССР и новой России наблюдается невиданное для нашей истории многочисленное паломничество. В настоящее время в России начинает возрождаться паломничество верующих в «святые места».

Появились паломнические службы. Некоторые туристические компании также активно включились в этот процесс. По данным Русской духовной миссии в Иерусалиме, православные из России, Украины и Молдавии, которые приезжают в этот город совершить паломничество, составляют около половины духовных странников со всего мира. Русские богомольцы помимо Палестины посещают Афон, итальянский город Бари, где покоятся мощи Николая Чудотворца, черногорскую столицу Цетинье, где находится десница Иоанна Крестителя и другие христианские святыни.

Несмотря на кажущуюся внешнюю схожесть паломничества с экскурсионным туризмом, внутренняя их суть весьма различается: в то время, как экскурсионный туризм имеет своей целью посещение интересных мест, паломничество предполагает воцерковление, участие в Таинствах, предварительную духовную работу, перед посещением святыни. Однако часто паломничество подменяется экскурсионным туризмом, когда людей просто проводят по «экскурсионным объектам», без предварительной внутренней, духовной, подготовки. Поэтому ещё весной 2003 года Межрелигиозный совет России внёс предложение в Госдуму РФ о разграничении понятий «паломничество» и «туризм» на правовом уровне.

Просмотров: 291

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *